Классификация методов обучения в высшей школе - Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, поскольку происходит смена приоритетов и социальных ценностей: Исходя из этого, современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения в высшей школе.

В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента вкупе с преподавателем. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается содержание обученияно и от того, как усваивается: Как общеизвестно, в дидактике существуют разные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительного признака используется степень активизации слушателей или характер учебно-познавательной деятельности.

Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки:. Несмотря на многообразие подходов к классификации методов обучения, каждый из них наиболее эффективен при определенных условиях организации процесса обучения, при выполнении определенных дидактических функций [1 С. Вклад в разработку классификации активных методов обучения внесли Ю.

Рассмотрим классификацию методов активного обучения для вуза предложенную Смолкиным А. Он различает имитационные методы активного обучения, то есть формы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности. Все остальные относятся к неимитационным это все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях. Имитационные методы делятся на игровые и неигровые. К игровым относятся проведение деловых игр, игрового проектирования и т.

Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и т. Применение тех или иных методов не является самоцелью. Поэтому для преподавателя любая классификация имеет практический смысл в той мере, в какой помогает ему осуществлять целенаправленный выбор соответствующего метода обучения или их сочетание для решения конкретных дидактических задач.

Поэтому данная классификация предлагает рассматривать активные методы обучения по их назначению в учебном процессе.

Но также следует отметить, что большинство активных методов обучения имеет многофункциональное значение в учебном процессе. Так, например; разбор конкретной ситуации можно использовать для решения трех дидактических задач: Суть активных методов обучения, направленных на формирование умений и навыков, состоит в том, чтобы обеспечить выполнение студентами тех задач в процессе решения, которых они самостоятельно овладевают умениями и навыками. Проявление и развитие активных методов обучения обусловлено тем, что перед обучением были поставлены задачи не только усвоение студентами знаний и формирование профессиональных умений и навыков, но и развитие творческих и коммуникативных способностей личности, формирование личностного подхода к возникающей проблеме.

Теперь рассмотрим такие основные понятия, как метод, форма обучения, обучение, активность обучаемых и активные методы обучения. Само слово метод в переводе с греческого означает исследование, способ, путь к достижению цели. Так, например, в философском словаре отмечается: Герберт Нойнер и Ю. Скаткин дает следующее определение: Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод — это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения.

Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов. Форма обучения — это организованное взаимодействие преподавателя и студента.

Формы обучения могут быть: Обучение — исторически изменяющийся процесс. Оно изменяется в первую очередь в зависимости от уровня производства и производственных отношений, в зависимости от потребностей общества, а также социальных условий, духовного богатства общества, его культурных традиций и уровня образованности. Обучение — это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности. Активность обучаемых — это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Классификация методов обучения в высшей школе. - Педагогика высшей школы

Познавательная активность — это стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи проблемыжелание самостоятельно получить знания, формировать критический подход к суждению других и независимость собственных суждений. Активность студентов пропадает, если отсутствуют необходимые для этого условия.

Так, непосредственное вовлечение студентов в активную учебно-познавательную деятельность в ходе учебного процесса связано с применением приемов и методов, получивших обобщенное название активные методы обучения.

Активные методы обучения — это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов [9 С. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний их воспроизведение, а на самостоятельное овладение студентами знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, активные методы обучения — это обучение деятельностью. Выготский сформулировал закон, который говорит, что обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, направляемой преподавателем, студенты овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками для их профессиональной деятельности, развиваются творческие способности.

В основе активных методов лежит диалогическое общение, как между преподавателем и студентами, так и между самими студентами. А в процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и самое главное развивается речь студентов. Активные методы обучения направлены на привлечение студентов к самостоятельной познавательной деятельности, вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, возможность применения студентами полученных знаний.

Целью активных методов является, чтобы в усвоении знаний, умений, навыков участвовали все психические процессы речь, память, воображение и т. Преподаватель в своей профессиональной деятельности использует ту классификацию и группу методов, которые наиболее полно помогают осуществлению тех дидактических задач, которые он ставит перед занятием.

Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе | Публикация в журнале «Молодой ученый»

И активные методы обучения являются одним из наиболее эффективных средств вовлечения студентов в учебно-познавательную деятельность. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Педагогика и практическая психология.

Ростов на Дону, Москва — Новосибирск, Полезная информация Спецвыпуски Правила оформления Оплата и скидки Вопрос — ответ Отзывы и защиты наших авторов. Классификация методов активного обучения применительно к высшей школе. Кирланов Тимур Георгиевич Рубрика: Различают классификации, в основу которых положены следующие признаки: Схематично данную классификацию можно представить следующим образом: Смолкин дает следующее определение: Основные термины генерируются автоматически: К вопросу об использовании методов активного обучения в практике специальной школы.

Применение интерактивных методов обучения на разноплановых занятиях в профессиональной высшей школе.

4. Методы обучения в высшей школе

Классификация методов обучения в современной педагогической науке. Проблемы обучения естественнонаучным дисциплинам с использованием информационных технологий в высшей школе. Правила оформления статей Оплата и скидки. Подпишитесь на нашу рассылку:

  • Советуем скачать
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что метод — это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения.
Ученик как субъект учебной деятельности. Полезно напомнить содержание предыдущей лекции, связать его с новым материалом, определить место и назначение в дисциплине, в системе других наук.